RU EN
We are on social networks:

Natural Gas Sales

NOVATEK sells natural gas within the Russian Federation as well as exports natural gas in the form of LNG. The Company started exporting LNG in December 2017 when the first train at the Yamal LNG project started production. In addition, on the European market we sell regasified liquefied natural gas arising during the transshipment of LNG (boil-off gas), as well as during the regasification of purchased LNG at our own regasification stations in Poland.

In 2019, natural gas sales volumes, including volumes of LNG sold, aggregated 78.45 bcm, representing an increase of 8.8% as compared with 2018 mainly due to an increase in LNG sales volumes purchased from our joint ventures Yamal LNG and Cryogas-Vysotsk. Revenues from natural gas sales amounted to RR 415 billion, representing a 10.6% increase compared to 2018. The revenue increase was mainly driven by the increase of LNG volumes sold and an increase in sales prices in the Russian domestic market.

Sales in the Russian Federation

In 2019, the total volume of natural gas sold in the Russian Federation amounted to 65.65 bcm, decreasing by 0.6% compared to the previous year.

NOVATEK has a key role in ensuring supplies of natural gas to the domestic market. During 2019, the Company supplied natural gas to 40 regions within the Russian Federation. Our end customers and traders were located primarily in the following regions: the Chelyabinsk, the Khanty-Mansiysk Autonomous Region, Moscow and Moscow region, Lipetsk,YNAO, Tyumen, Vologda, Stavropol, Nizhny Novgorod, Smolensk, Tula, Belgorod and Kostroma regions and the Perm territory. The above regions accounted for more than 92% of our total gas sales in the Russian Federation.

In order to manage seasonal gas demand, NOVATEK has entered into an agreement with Gazprom for underground storage services. Natural gas inventories are accumulated during warmer periods when demand is lower and then used to meet increased demand during periods of colder weather. At year-end 2019, our inventories of natural gas, including LNG, amounted to 1.2 bcm.

NOVATEK, through its subsidiary NOVATEK-AZK, is implementing a pilot project for the sale of LNG as a motor fuel.

In September 2019, the first public multi-fuel station in the Russian Federation with liquefied and compressed natural gas (LNG and CNG) was put into operation in the Chelyabinsk region. On the territory of Chelyabinsk, NOVATEK-AZK equipped an LNG refueling station to provide refueling for 33 municipal buses.

Together with industrial enterprises of the Chelyabinsk region, we implemented a project to convert a number of pilot automotive vehicles (haul trucks and highway trucks) to the dual-fuel mode (LNG + diesel), which are refueled at stations located on the territory of the enterprises.

During 2019, the construction of a small-scale LNG plant in Magnitogorsk with a capacity of 45 mmtpa was carried out by our subsidiary NOVATEK-Chelyabinsk.

Sales on international markets

Growth of LNG sales on the international market in 2019 demonstrated NOVATEK’s transformation into a global gas company. Yamal LNG is now the largest LNG plant in Russia having an aggregate share of approximately five percent of the global LNG market.

During 2019, we sold 12.8 bcm (8.5 mmt) of LNG. We dispatched 119 large-scale LNG tanker shipments with a total volume of 12.4 bcm (8.3 mmt). In the small-scale LNG market we sold 0.4 bcm (0.3 mmt) of LNG, including 65 tanker shipments (of which 63 were delivered from Cryogas-Vysotsk) and more than 400 cargoes by trucks. In 2018, our LNG sales volume amounted to 6.1 bcm (4.0 mmt), with 57 large-scale LNG tanker shipments, including 50 cargoes from Yamal LNG.

One of our key priorities is to expand the geography of supplies and enhance our presence in main consumer markets. In the reporting year, Yamal LNG supplied its first LNG cargoes to Japan, South Korea, and Bangladesh.

In October 2019, under a long-term agreement with Naturgy (formerly Gas Natural Fenosa), Yamal LNG delivered its first LNG cargo to the Sines Terminal, Portugal, where no Russian pipeline gas is supplied.

In the reporting year, we increased LNG deliveries to Asia-Pacific countries, including shipments via the Northern Sea Route (NSR). During the 2019 summer navigation period, 17 cargoes (1.2 mmt of LNG) were shipped from Yamal LNG along the NSR to the Asian Pacific market, which is more than four times higher than in the previous year. The use of the NSR eastbound enables the Company to reduce shipping times and costs, a key importance to develop our licenses and fields on the Yamal and Gydan peninsulas. LNG sales to the world’s main consumer markets and the expansion of our supply geography confirm the high competitiveness of LNG deliveries from the Arctic all over the world.

In December 2019, Novatek Polska, a wholly owned subsidiary, launched an LNG filling station to provide clean-burning fuel for cargo trucks in Rostock, Germany. The LNG filling station can refuel up to 120 vehicles per day.

This represents NOVATEK’s first LNG filling station in Europe, as the Company plans to build a network of stations in Germany and Poland within the next few years at key transport connecting points. NOVATEK’s broader strategy as a natural gas and LNG producer implies greater involvement in further development of natural gas as a motor fuel both in Russia and abroad. This market segment represents significant growth potential in the context of increasingly stringent environmental standards. Compared to diesel, LNG provides for a significant reduction of emissions of nitrogen oxides, carbon dioxide and almost complete elimination of particulate matter emissions.

RU EN
Мы в соц. сетях:

Реализация природного газа

«НОВАТЭК» реализует природный газ на территории Российской Федерации, а также на экспорт в форме СПГ. Компания начала экспортные поставки СПГ в декабре 2017 года в связи с началом производства СПГ на первой линии проекта «Ямал СПГ». Кроме того, мы реализуем на европейском рынке регазифицированный сжиженный природный газ, который образуется при перевалке СПГ (отпарной газ), а также при регазификации покупного СПГ на наших собственных станциях в Польше.

Объем реализации природного газа, включая СПГ, в 2019 году составил 78,45 млрд куб. м, что на 8,8% выше аналогичного показателя за 2018 год в основном за счет роста объемов реализации на международных рынках СПГ, приобретаемого у наших совместных предприятий ОАО «Ямал СПГ» и ООО «Криогаз-Высоцк». Выручка от реализации газа в 2019 году составила 415 млрд руб., увеличившись на 10,6 % по сравнению с 2018 годом. Рост выручки связан с увеличением объемов реализации СПГ, а также ростом цен реализации потребителям в Российской Федерации.

Реализация на внутреннем рынке

В 2019 году на территории Российской Федерации было реализовано 65,65 млрд куб. м природного газа, что на 0,6% ниже по сравнению с 2018 годом.

«НОВАТЭК» играет важную роль в поставках газа на внутренний рынок. В 2019 году Компания поставляла газ в 40 регионов Российской Федерации. Основными регионами реализации природного газа в адрес конечных потребителей и трейдеров являлись Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ, г. Москва и Московская область, Липецкая область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Тюменская область, Пермский край, Вологодская область, Ставропольский край, Нижегородская, Смоленская, Тульская, Белгородская и Костромская области — на данные регионы пришлось более 92% суммарных объемов реализации газа на внутреннем рынке.

Для компенсации сезонных колебаний спроса на газ Компания пользуется услугами ПАО «Газпром» по хранению газа. Остатки товарного газа накапливаются в период снижения спроса в течение теплого времени года и реализуются в период похолодания при растущем потреблении. По состоянию на конец 2019 года объем товарных остатков газа, включая СПГ, составил 1,2 млрд куб. м.

ПАО «НОВАТЭК» через дочернее предприятие ООО «НОВАТЭК-АЗК» реализует пилотный проект по сбыту СПГ в качестве моторного топлива.

В сентябре 2019 года на территории Челябинской области введена в эксплуатацию первая в Российской Федерации публичная стационарная многотопливная заправочная станция с участками заправки сжиженным и компримированным природным газом (СПГ и КПГ). На территории г. Челябинска обустроен заправочный пункт СПГ для обеспечения заправки 33 муниципальных автобусов.

Совместно с промышленными предприятиями Челябинской области реализуется проект по переводу ряда опытных образцов автомобильной техники (карьерные самосвалы, автомобильные тягачи) на двухтопливный (СПГ+дизель) режим работы, заправка которых осуществляется на заправочных пунктах, расположенных на территории предприятий.

В течение 2019 года велось строительство малотоннажного СПГ-завода в Магнитогорске мощностью 45 тыс. т/год, оператором является наше дочернее общество «НОВАТЭК-Челябинск».

Реализация на международных рынках

Рост реализации СПГ на международных рынках в 2019 году — это практическое подтверждение трансформации «НОВАТЭКа» в глобальную газовую компанию. «Ямал СПГ» в настоящий момент является крупнейшим в России заводом СПГ, совокупная доля которого составляет около пяти процентов мирового рынка СПГ.

За 2019 год «НОВАТЭК» реализовал 12,8 млрд куб. м (8,5 млн т) СПГ. Продано 119 танкерных партий крупнотоннажного СПГ общим объемом 12,4 млрд. куб. м (8,3 млн т). На рынке малотоннажного СПГ продано 0,4 млрд куб. м (0,3 млн т) СПГ, включая 65 танкерных партий (из которых 63 — с завода «Криогаз-Высоцк») и более 400 грузов автоцистернами. В 2018 году объем реализации СПГ составил 6,1 млрд куб. м (4,0 млн т), продано 57 крупнотоннажных танкерных партий, включая 50 партий с завода «Ямал СПГ».

Одним из наших основных приоритетов является расширение географии поставок и рост присутствия на ключевых рынках. В отчетном году «Ямал СПГ» поставил первые партии СПГ на рынки Японии, Южной Кореи и Бангладеша.

В октябре 2019 года в рамках долгосрочного контракта испанской компании Naturgy (Gas Natural Fenosa) «Ямал СПГ» произвел первую отгрузку партии СПГ в терминал Синиш, Португалия, куда не поставляется российский трубопроводный газ.

В отчетном году продолжился рост поставок СПГ в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), в том числе используя Северный морской путь (СМП). По итогам летней навигации 2019 года объем поставок по СМП с проекта «Ямал СПГ» на азиатский рынок составил 17 партий (1,2 млн тонн СПГ), что более чем в 4 раза выше показателя прошлого года. Использование СМП позволяет Компании сократить время на доставку и затраты на транспорт, что имеет ключевое значение для разработки наших месторождений на полуостровах Ямал и Гыдан. Реализация нашего СПГ на ведущие мировые рынки и расширение географии поставок доказывают высокую конкурентоспособность арктического СПГ по всему миру.

В декабре 2019 года наше дочернее общество Novatek Polska открыло автозаправочную станцию СПГ для грузовых автомобилей в городе Росток, Германия. Станция сможет обслуживать до 120 автомобилей в день.

Это первая автозаправочная станция СПГ «НОВАТЭКа» в Европе, и в течение ближайших нескольких лет Компания планирует создать сеть подобных станций в ключевых точках транспортного сообщения Германии и Польши. Стратегия «НОВАТЭКа» как производителя природного газа и СПГ предусматривает активное развитие рынка природного газа в качестве газомоторного топлива как в России, так и за рубежом. В условиях внедрения все более строгих экологических стандартов данное направление бизнеса имеет значительный потенциал роста. По сравнению с дизельным топливом СПГ позволяет значительно сократить выбросы оксидов азота, диоксида углерода и почти полностью устранить выбросы твердых частиц в атмосферу.

Потребителям Костромской области
Потребителям Московской области
Потребителям Пермского края
Потребителям Челябинской области
Личный кабинет промышленного потребителя